Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Информация по итогам экспертно-аналитического мероприятия «Проверка соблюдения Открытым акционерным обществом «Химкинский водоканал» законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения»

12.09.2024

     Контрольно-счетной палатой городского округа Химки Московской области в соответствии с требованием прокурора Химкинской городской прокуратуры от 25.06.2024, пунктом 2.4 плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Химки Московской области на 2024 год, распоряжением Контрольно-счетной палаты городского округа Химки Московской области от 27.06.2024 № 41-рам проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Проверка соблюдения Открытым акционерным обществом «Химкинский водоканал» законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения».
     Объект экспертно-аналитического мероприятия: Открытое акционерное общество «Химкинский водоканал» (далее — ОАО «Химкинский водоканал», Акционерное общество). Проверяемый период деятельности: 01.01.2023 по 30.06.2024.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции от 13.06.2023) (далее -  Федеральный закон № 416-ФЗ), на основании Постановления  Администрации городского округа Химки Московской области от 30.03.2015 № 284 ОАО «Химкинский водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Химки Московской области.
    
    По результатам Экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой городского округа Химки установлено следующее:
   1. Тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для абонентов (прочие потребители и население) ОАО «Химкинский Водоканал» соответствуют тарифам, установленным Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
   2. В ходе анализа показателей дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Химкинский Водоканал» отмечен рост данных показателей. Основную долю суммы дебиторской задолженности по услугам по поставке воды и водоотведения от общей суммы задолженности составляет задолженность населения.
Соотношение объема дебиторской и кредиторской задолженностей свидетельствует о необходимости привлечения кредитов и займов при нехватке средств для обеспечения деятельности предприятия.
   3. В нарушение Приказа Минфина России от 10.10.2023 № 163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» ОАО «Химкинский Водоканал» не направлял Собственнику муниципального имущества сведения о произведенных капитальных ремонтах, реконструкции и модернизации объектов сетей водоснабжения и водоотведения, переданных ОАО «Химкинский  Водоканал» по договорам аренды для дальнейшего учета в составе муниципальной казны.
   4. Установлены факты заключения договоров по техническому присоединению сетей не рентабельных для предприятия. Что свидетельствует об неэффективной работе управленческого персонала и неэффективном использовании ресурсов.
   5. Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Химки Московской области не приведено в соответствие с действующим законодательством Положение об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области; Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Химки Московской области; не разработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Положение об организации, управлении, распоряжении и признания (принятия к учету) объектов муниципальной казны городского округа Химки Московской области; Договоры аренды муниципального имущества, в т.ч. аренды муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения, не приведены в соответствие с действующим законодательством.
   6. Анализ информации о штатной расстановке показал, что нехватка работников обслуживающих и производственных служб носит постоянный характер и чревато рисками для бесперебойного функционирования служб и всего предприятия в целом, неэффективной нагрузке и распределению трудовых ресурсов, что в конечном итоге может отразиться на качестве поддержания обслуживаемых сетей в рабочем состоянии и качестве оказываемых услуг.
   7. Из анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, из которого следует, что коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность организации меньше 1 и имеют тенденцию к снижению, что может привести к необходимости дополнительного кредитования, необеспеченности долговых обязательств собственным капиталом, неплатежеспособности. Данная динамика прослеживается, начиная с показателей за 2023 финансовый год и далее в 1 квартале и 1 полугодии 2024 года.
     Снижение показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия может свидетельствовать о возникновении финансовых рисков, о закредитованности предприятия и недостаточности капитала для покрытия долгов, об отсутствии должного контроля за уровнем дебиторской и кредиторской задолженности, за управлением денежными потоками предприятия, планированием расходной части, что приводит к ухудшению финансового состояния предприятия.
   8. Не вносились изменения в Инвестиционную программу ОАО «Химкинский Водоканал» на 2020-2024 года с 2020 года, Администрацией городского округа Химки не согласовывались и Министерством энергетики Московской области не утверждались. Также не нашло отражения в изменениях инвестиционной программы изменение (перенос) сроков выполнения работ.
   9. ОАО «Химкинский водоканал» не соблюдены параметры финансирования Инвестиционной программы (объем и источники финансирования) в сфере водоснабжения и водоотведения.

     По результатам экспертно-аналитического мероприятия направлены:
- Копия Заключения по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия – Председателю Совета депутатов городского округа Химки Московской области, Главе городского округа Химки Московской области, в Химкинскую городскую прокуратуру, в ОАО «Химкинский Водоканал».