Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета, подготовка заключения по проекту решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области...

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета, подготовка заключения по проекту решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области...

06.04.2022

  Контрольно-счетной палатой городского округа Химки в соответствии с пунктом 2.4. Плана работы на 2022 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета, подготовка заключения по проекту решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области «Об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год».
  По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено:
  1. По вопросу 4.1.1. «Общие сведения об исполнении бюджета городского округа Химки и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств городского округа за 2021 год. Проверка соответствия Проекта решения Совета депутатов об исполнении бюджета за 2021 год требованиям бюджетного законодательства по составу, содержанию и срокам представления».
  В результате внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год как носителя полной информации о финансовой деятельности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета установлено, что в целом представленный отчет является достоверным.
  Доходы, поступившие на единый счет бюджета, в годовом отчете отражены в полном объеме.
  Показатели кассового исполнения бюджета по целевым назначениям, отраженные в годовом отчете, соответствуют сведениям отчета УФК по ф. 0503151.
Исполнение бюджета городского округа Химки характеризуется увеличением дебиторской и кредиторской задолженностей.
Показатель дебиторской задолженности увеличился с 1 910 777,0 тыс. рублей до 2 278 112,1 тыс. рублей. Увеличение дебиторской задолженности за финансовый год составило 367 335,1 тыс. рублей.
  Показатель кредиторской задолженности увеличился соответственно с 907 364,0 тыс. рублей до 1 072 693,0 тыс. рублей. Увеличение кредиторской задолженности за 2021 год составило 165 329,0 тыс. рублей.
  Контрольно-счетная палата городского округа отмечает отсутствие четкой взаимосвязи управления доходами бюджета и основными направлениями Бюджетной политики на 2021 год, в части приоритетов бюджетной и налоговой политики в сфере управления муниципальными финансами.
  В соответствии с требованиями статьи 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект решения об исполнении бюджета за 2021 финансовый год размещен в средствах массовой информации.
  Перечень показателей, содержащийся в Проекте решения об исполнении бюджета за отчётный 2021 год соответствует перечню, отраженному в статье 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  Значения показателей Проекта решения об исполнении бюджета за отчётный финансовый год соответствующим показателям годового отчёта об исполнении местного бюджета.
Сведения, содержащиеся в Проекте решения об исполнении бюджета за 2021 год, отражены в полном объеме в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и годовым отчётом об исполнении местного бюджета.
  2. По вопросу 4.1.2. «Анализ показателей годового отчета об исполнения бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год, выявление факторов, негативно повлиявших на уровень исполнения бюджета городского округа Химки Московской области по налоговым и неналоговым доходам за отчетный период».
  Доход бюджета городского округа на 2021 год запланирован в объеме 13 878 185,0 тыс. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые доходы — 8 675 064,0 тыс. рублей; безвозмездные поступления — 5 203 121,0 тыс. рублей.
  Исполнение бюджета по доходам в 2021 году составило 13 355 164,0 тыс. рублей (96,2% к плановому показателю, утвержденному решением Совета депутатов о бюджете).
  В 2021 году (по сравнению с 2020 годом) плановые показатели доходов бюджета городского округа Химки увеличились на 10,4%, исполнение бюджета по доходам увеличилось на 991 776,9 тыс. рублей в абсолютном значении или на 8,0% — в относительном. Плановые назначения расходов бюджета увеличились на 12,3%, при этом исполнение расходов бюджета увеличилось на 9,8%.
  Неисполнение по доходам в 2021 году в сумме 488 829,0 тыс. рублей) приходится на следующие виды доходов:
- по прочим неналоговым доходам (код дохода по БК 1 17 00000 00 0000 000) в сумме 219 886,0 тыс. рублей или 47,1% от утвержденных плановых назначений (администратор — Комитет по управлению имуществом);
- по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (код дохода по БК 000 1 14 00000000000 000) в сумме 197 485,0 тыс. рублей или 31,5% от утвержденных плановых назначений (администраторы: Администрация, Финансовое управление, Комитет по управлению имуществом);
- по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (код дохода по БК 1 11 00000 00 0000 000),
в сумме 71 458,0тыс. рублей или 3,8% от утвержденных плановых назначений (администраторы: Администрация, Комитет по управлению имуществом).
Пояснения причин неисполнения по доходам в 2021 году представлены в пояснительной записке к Проекту решения «Об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год».
  3. По вопросу 4.1.3. «Анализ исполнения расходов бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год».
  Кассовый план на 2021 год (по состоянию на 31.12.2021) соответствует требованиям Порядка составления и ведения Кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 09.12.2013 № 117н, Порядка составления и ведения кассового плана в городском округе Химки.
  Плановые показатели доходов бюджета, отраженные в кассовом плане, соответствуют показателям, отраженным в решении Совета депутатов о бюджете. Плановые показатели расходов бюджета, отраженные в кассовом плане, соответствуют показателям, отраженным в сводной бюджетной росписи. Показатели исполнения доходов и расходов бюджета, отраженные в кассовом плане, соответствуют показателям, отраженным сведениям отчета по ф. 0503151, предоставленного Отделом № 38 Управления Федерального казначейства по Московской области и отчета об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области.
В соответствии с Бюджетом на 2021 год уточненный плановый показатель расходов городского округа Химки Московской области утвержден в объеме 14 562 854,0 тыс. рублей, из них программные расходы составляют 13 607 353,0 тыс. рублей (96,1% от общей суммы плановых расходов Бюджета на 2021 год).
  Бюджет городского округа Химки Московской области исполнен по расходам в сумме 13 981 147,0 тыс. рублей (96,0% от запланированных ассигнований). Исполнение расходной части бюджета в разрезе муниципальных программ составило 13 607 353,0 тыс. рублей (96,1% от общего объема расходов), непрограммные расходы исполнены в объеме 373 795,0 тыс. рублей (2,7% от общего объема расходов).
  Плановые расходы бюджета на 2021 год (в первоначальной ред. решения Совета депутатов от 02.12.2020 № 41/2) без учета безвозмездных поступлений составляли 7 091 318,0 тыс. рублей.
  Плановые расходы бюджета на 2021 год (в ред. решения Совета депутатов 29.12.2021 № 05/1, 5-уточнение) без учета безвозмездных поступлений составляют 9 359 733,0 тыс. рублей.
  Увеличение плановых расходов (без учета безвозмездных поступлений) по состоянию на 31.12.2021 составляет 2 268 415,0 тыс. рублей.
  Необходимость в постоянном внесении изменений в бюджет в течение 2021 года в целях увеличения плановых расходов (без учета безвозмездных поступлений) является в том числе последствием недостаточной работы участников бюджетного процесса, проделанной на этапе составления первоначального проекта бюджета на год.
  Увеличение плановых показателей по расходам бюджета наряду с систематическим неисполнением бюджета по доходам, отрицательно сказывается на его сбалансированности.
  Меры, направленные на сбалансированность бюджета городского округа Химки являются не достаточными.
  4. По вопросу «4.1.4. Анализ и проверка исполнения бюджета городского округа Химки Московской области по источникам финансирования дефицита бюджета городского округа Химки и состояния муниципального долга городского округа Химки. Анализ исполнения Программы муниципальных заимствований городского округа Химки Московской области за 2021 год. Анализ изменения долговой нагрузки на бюджет городского округа Химки Московской области за 2021 год».
  По состоянию на 01.01.2021 объем муниципального долга составил 1 256 907,0 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2022 — 1 901 793,0 тыс. рублей. Увеличение объема муниципального долга в течение 2021 года составило 644 886,0 тыс. рублей.
  В соответствии с муниципальной долговой книгой городского округа Химки по состоянию на 01.01.2022 привлеченная сумма основного долга составляла 2 531 200,0 тыс. рублей (в том числе с начала 2021 года — 1 274 293,0 тыс. рублей), объем погашения 629 407,0 тыс. рублей (в том числе с начала 2021 года — 629 407,0 тыс. рублей), что соответствует разделу «Источники финансирования дефицита бюджета» отчета по ф. 0503117, сумма начисленных процентов составляет 72 171,0 тыс. рублей (в том числе сумма начисленных процентов с начала года 66 817,0 тыс. рублей).
  Согласно отчету по ф. 0503117 за 2021 год фактические расходы на обслуживание муниципального долга составили 68 123,0 тыс. рублей.
  В течение 2021 года эффективные меры, направленные на снижение муниципального долга не принимались. Указанные в Долговой политике городского округа Химки цели при формировании и исполнении бюджета в 2021 году были учтены частично.
  В сложившемся подходе к администрированию бюджета отсутствует взаимосвязь между объемом вновь привлекаемых заемных средств
и инвестиционными программами городского округа Химки, а также игнорируется необходимость проведения секвестра бюджета, что неизбежно повлечет утрату самостоятельности бюджета городского округа.
  Вышеуказанные индикаторы годового исполнения бюджета за 2021 год являются признаками чрезвычайной финансово-бюджетной обстановки, требующей принятия срочных специальных мер по стабилизации бюджетной ситуации в городском округе. Наибольшую долю в структуре муниципального долга занимает задолженность перед кредитором ПАО «Сбербанк России» — 78,7% от общей суммы муниципального долга.
  Программа муниципальных заимствований не исполняется в связи с систематическим принятием объема дополнительных расходных обязательств
не соразмерных собственным доходам городского округа, и как следствие возникает необходимость наращивания объема заемных средств кредитных организаций для оплаты текущих расходов не носящих чрезвычайный характер.
  Бюджет городского округа Химки за период с 01.01.2018 по 01.01.2022 (за исключением отдельных случаев предоставления материальной помощи) в целом не основывался на борьбе с последствиями масштабных чрезвычайных ситуаций.
  Таким образом, существенные основания для привлечения заемных средств кредитных организаций в целях функционирования бюджетной системы городского округа в период с 01.01.2018 по 01.01.2022 отсутствовали.
При этом, дальнейшее увеличение объема муниципального долга может спровоцировать возникновение тяжелого экономического положения участников бюджетного процесса и их контрагентов в связи неплатежеспособностью городского округа.
  5. По вопросу 4.1.5. «Анализ исполнения показателей дорожного фонда городского округа Химки».
В соответствии с Бюджетом на 2021 год плановый объем дорожного фонда составил 29 326,0 тыс. рублей, исполнение расходов составило 23 224,0 тыс. рублей или 100%.
  При внесении изменений в бюджет на 2022 год (в редакции решения Совета депутатов от 22.02.2022 № 06/1, 1-уточнение к Бюджету на 2022 год) учтена часть незадействованного остатка, сложившегося по итогам  2021 года в сумме 5 640,0 тыс. рублей.
  Остаток поступлений от акцизов на нефтепродукты (1 007,6 тыс. рублей), сложившийся за 2020 год не учтен при внесении изменений в бюджет на 2022 год.
  6. По вопросу 4.1.6. «Анализ формирования резервного фонда, использования и управления средствами фонда».
  В соответствии с Бюджетом на 2021 год объем запланированных средств резервного фонда составил 6 586,0 тыс. рублей. Согласно отчету об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации за 2021 год израсходовано средств резервного фонда в сумме 6 499,0 тыс. рублей, остаток неиспользованных резервных средств составил 87,0 тыс. рублей, что соответствует показателю, отраженному в отчете об исполнении бюджета городского округа по ф. 0503117.
  Показатель объема запланированных средств резервного фонда, отраженный в отчете об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации за 2021 год, соответствует показателю, отраженному в отчете по ф. 0503117 и в сводной бюджетной росписи.
  Показатель исполнения и остатка средств резервного фонда, отраженные в отчете об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации за 2021 год, соответствуют сведениям отчета об исполнении бюджета по ф. 0503117 за 2021 год.
  В соответствии с отчетом о состоянии лицевого счета городского округа Химки по ф. 0531793, предоставленным Отделом № 38 Управления Федерального казначейства по Московской области, операционный остаток средств уменьшился с 899 262,1 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2016 до 74 108,3 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2022 или в 12,1 раз.
  7. По вопросу 4.1.7. «Анализ соответствия форм годового отчета об исполнении бюджета городского округа Химки за 2021 год, требованиям бюджетного законодательства. Проверка соответствия показателей между формами отчетности».
  Годовой отчет об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год представлен в Контрольно-счетную палату городского округа Химки Московской области своевременно и в полном объеме.
Состав годового отчета об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год соответствует требованиям, установленным Инструкцией от 28.12.2010 № 191н.
   По результатам анализа соблюдения контрольных соотношений расхождений в показателях годового отчета об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год не установлено.
  8. По вопросу 4.1.8. «Анализ соответствия форм бюджетной отчетности Главных администраторов бюджетных средств городского округа Химки за 2021 год, требованиям бюджетного законодательства. Проверка соответствия показателей между формами отчетности».
Годовая бюджетная отчетность за 2021 год представлена своевременно
и в полном объеме всеми 12 ГРБС, в том числе: 3 органами местного самоуправления, 1 муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления и 8 отраслевыми органами Администрации городского округа Химки или 100,0%.
Представленная годовая бюджетная отчетность ГРБС городского округа Химки за 2021 год и ее состав соответствует требованиям, установленным Инструкцией от 28.12.2010 № 191н.
В рамках экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ соблюдения контрольных соотношений, установленных Управлением Федерального Казначейства на 2021 год при составлении Годовой бюджетной отчетности Главных администраторов бюджетных средств.
По результатам анализа соблюдения контрольных соотношений в целом расхождений в показателях бюджетной отчетности Главных администраторов бюджетных средств городского округа Химки Московской области за 2021 год
не установлено.
В нарушение части 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 155 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, пояснительная записка Администрации к годовому отчету городского округа Химки за 2021 год не содержит информации о причинах превышения утвержденных бюджетных назначений над лимитами бюджетных обязательств
на общую сумму 4 528,5 тыс. рублей.
  В нарушение требований пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 9 раздела III Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», пункта 7 Инструкции от 28.12.2010 № 191н, пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, инвентаризация активов и обязательств
в Администрации городского округа Химки, УЖКХ, УДХиБ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год не осуществлялась.
По результатам проведенной экспертизы даны следующие рекомендации и предложения:
  1. Контрольно-счетная палата городского округа предлагает осуществить секвестр расходов бюджета городского округа в целях снижения долговой нагрузки на бюджет городского округа Химки, а также своевременного исполнения всех первоочередных обязательств.
  2. С учетом неисполнения бюджета по прочим неналоговым доходам (код дохода по БК 1 17 00000 00 0000 000) в сумме 219 886,0 тыс. рублей, доходам от продажи материальных и нематериальных активов (код дохода по БК 1 14 00000 00 0000 000), перспективы дальнейшего функционирования экономики в условиях санкционного давления, возможного снижения инвестиционной активности для бюджета городского округа Химки Контрольно-счетная палата городского округа предлагает пересмотреть все прогнозные показатели доходов бюджета на 2022 год, в частности:
- по доходам от аренды земельных участков (код дохода по БК 1 11 05012 04 0000 120);
- доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу    (код дохода по БК 1 14 02043 04 0000 410);
- по прочим неналоговым доходам бюджетов городских округов
от реализации инвестиционных контрактов (код дохода по БК 000 1 17 05040040003 180).
  В связи с чем, Контрольно-счетная палата городского округа предлагает принять отдельную целевую муниципальную программу для погашения муниципального долга и зарезервировать для этих целей соответствующие источники финансирования.
  3. Разработать комплекс мероприятий по постепенному переходу
на использование собственных доходов бюджета в целях поддержания сбалансированности бюджета без использования кредитных средств.  Прекратить практику использования заемных средств для финансирования текущих расходов, не чрезвычайного характера.
  4. По итогам исполнения бюджета в период 2018 – 2021 гг. Контрольно-счетная палата предлагает при администрировании бюджета городского округа начиная с 2022 года руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и реализации Программы оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации Министерства финансов РФ от 26.02.2018.
  5. Установить прямую взаимосвязь между получением заемных средств кредитных организаций и доходами от экономически обоснованных инвестиционных программ, выраженными строго в финансовом эквиваленте и достаточными для покрытия принимаемых кредитных обязательств и направлять данные доходы на полное погашение муниципального долга.
  6. Определить в основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа Химки Московской области первоочередные расходы и установить на основе их значительности очередность принимаемых расходов.
  7. Контрольно-счетная палата городского округа рекомендует Совету депутатов городского округа Химки Московской области рассмотреть Проект решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области «Об исполнении бюджета городского округа Химки Московской области за 2021 год».
  8. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности ГРБС городского округа следует своевременно осуществлять внутренний финансовый аудит, предусмотренный пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ в соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 01.09.2021 № 120н.
  Копия заключения по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлена Председателю Совета депутатов городского округа Химки Московской области С. К. Малиновскому, Главе городского округа Химки Московской области Д. В. Волошину, Заместителю Главы Администрации городского округа Химки Московской области Д. А. Кайгородову, Начальнику Финансового управления Н. Н. Гурьевой, информационное письмо по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Химкинскую городскую Прокуратуру.