Информация по результатам экономической экспертизы проекта решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 24.11.2021 № 04/2

05.09.2022
Контрольно-счетной палатой городского округа Химки в соответствии с пунктом 3.3 Плана работы на 2022 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза проекта решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 24.11.2021 № 04/2 «О бюджете городского округа Химки Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».В 2022 году в соответствии с Проектом решения доходная часть и расходная часть бюджета увеличивается на 1 554 490,0 тыс. рублей, бюджет планируется без дефицита (без изменений).
Предлагается утвердить бюджет городского округа Химки на 2022 год по доходам в сумме 15 695 928,0 тыс. рублей и расходам в сумме 15 695 928,0 тыс. рублей.
Изменения доходной части бюджета
В 2022 году доходы бюджета увеличиваются с 14 141 438,0 тыс. рублей до 15 695 928,0 тыс. рублей на сумму 1 554 490,0 тыс. рублей. Из них, общий объем налоговых и неналоговых доходов бюджета увеличивается на 1 107 220,0 тыс. рублей и составит 10 271 161,0 тыс. рублей, поступления из других бюджетов бюджетной системы увеличиваются на 447 270,0 тыс. рублей.
Показатель налоговых доходов увеличивается с 6 186 484,0 тыс. рублей до 6 461 484,0 тыс. рублей (+275 000,0 тыс. рублей), в том числе:
- налог на доходы физических лиц + 225 000,0 тыс. рублей;
- упрощенная система налогообложения + 50 000 тыс. рублей.
Показатель неналоговых доходов увеличивается с 2 977 457,0 тыс. рублей до 3 809 677,0 тыс. рублей (+832 220,0 тыс. рублей), в том числе:
- доходы от реализации муниципального имущества + 70 889,0 тыс. рублей,
- доходы от продажи земельных участков + 117 000,0 тыс. рублей,
- доходы от реализации инвестиционных контрактов +644 331,0 тыс. рублей.
Проект решения включает увеличение объема безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней (с учетом уменьшений) с 4 977 397,0 тыс. рублей до 5 396 836 тыс. рублей (+419 835 тыс. рублей), в том числе:
Изменение объема субсидий запланировано с 861 064,0 тыс. рублей до 990 480,0 тыс. рублей (+129 416,0 тыс. рублей), из них:
- Выполнение комплекса мероприятий по ликвидации последствий засорения водных объектов, находящихся в муниципальной собственности (-138,0 тыс. рублей);
- Благоустройство лесопарковых зон (+129 554,0 тыс. рублей).
Увеличение объема субвенций запланировано с 3 981 200,0 тыс. рублей до 4 218 794,0 тыс. рублей (+237 594,0 тыс. рублей), из них:
- осуществление переданных полномочий Московской области
по транспортировке в морг, включая погрузоразгрузочные работы, с мест обнаружения или происшествия умерших для производства судебно-медицинской экспертизы (–1 220,0 тыс. рублей);
- обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц (+3 844,0 тыс. рублей);
- финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (+253 036,0 тыс. рублей);
- оплату расходов, связанных с компенсацией проезда к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области (+3,0 тыс. рублей);
-предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (-18 478,0 тыс. рублей);
-осуществление переданных органам местного самоуправления полномочий по региональному государственному жилищному контролю (надзору) за соблюдением гражданами требований правил пользования газом (+409,0 тыс. рублей).
Увеличение объема иных межбюджетных трансфертов запланировано на 52 825,0 тыс. рублей, из них:
- обеспечение транспортной безопасности населения (+52 825 тыс. рублей).
Объем безвозмездных поступлений в виде средств благотворительной помощи в адрес МБОУ СОШ «Лидер» составит + 2 970, тыс. рублей.
Доходы от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет составят +24 464,0 тыс. рублей.
Изменение расходной части бюджета
Расходная часть бюджета городского округа Химки на 2022 год увеличивается на сумму 1 554 490,0 тыс. рублей с 14 141 438,0 тыс. рублей
до 15 695 928,0 тыс. рублей.
Анализ изменений показателей по расходам в разрезе муниципальных программ.
Бюджетные ассигнования распределены по следующим муниципальным программам городского округа Химки:
- МП «Формирование современной комфортной городской среды» (+417 597,0 тыс. рублей);
- МП «Спорт» (+373 054,0 тыс. рублей);
- МП «Образование» (+281 614,0 тыс. рублей);
- МП «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» (+162 849,0 тыс. рублей);
- МП «Социальная защита населения» (+81 606,0 тыс. рублей);
- МП «Культура» (+57 660,0 тыс. рублей);
- МП «Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики» (+49 292,0 тыс. рублей);
- МП «Управление имуществом и муниципальными финансами» (+28 967,0 тыс. рублей);
- МП «Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения (+13 636,0 тыс. рублей);
- МП «Цифровое муниципальное образование (+9 673,0 тыс. рублей);
- МП «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности (+5 409,0 тыс. рублей);
- МП «Жилище (+3 844,0 тыс. рублей);
- МП «Строительство объектов социальной инфраструктуры (+3 400,0 тыс. рублей);
- МП «Предпринимательство (+854,0 тыс. рублей);
- МП «Экология и окружающая среда (-81,0 тыс. рублей).
Вместе с Проектом решения в Контрольно-счетную палату городского округа поступила пояснительная записка с расшифровкой дополнительных расходов в разрезе муниципальных программ и письма главных распорядителей бюджетных средств с предложениями о внесении изменений в расходную часть бюджета.
Дефицит бюджета
Бюджет городского округа на 2022 год планируется утвердить без дефицита (без изменений).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ: дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
В 2023 году запланирован профицит бюджета в объеме — 66 528,0 тыс. рублей, в 2024 году профицит бюджета в объеме 26 460,0 тыс. рублей.
Верхний предел муниципального долга
Согласно Проекту решения в частях 1-3 статьи 28 бюджета на 2022 год предлагается закрепить размеры верхнего предела муниципального долга городского округа Химки в следующих размерах:
- на 01.01.2023 год не изменяется и составит 1 857 765,0 тыс. рублей (1 901 793,0 тыс. рублей входящий остаток муниципального долга по состоянию на 01.01.2022 + 1 977 847,0 тыс. рублей плановый объем привлечения заемных средств – 2 021 875,0 тыс. рублей объем погашения заемных средств);
- на 01.01.2024 год в размере 1 791 237,0 тыс. рублей (1 857 765,0 тыс. рублей плановый входящий остаток муниципального долга
по состоянию на 01.01.2023 + 308 852,0 тыс. рублей плановый объем привлечения заемных средств – 375 380,0 тыс. рублей объем погашения заемных средств);
- на 01.01.2025 год в размере 1 764 777,0 тыс. рублей (1 791 237,0 тыс. рублей плановый входящий остаток муниципального долга
по состоянию на 01.01.2024 + 1 116 743,0 тыс. рублей объем привлечения – 1 143 203,0 тыс. рублей объем погашения).
Предельный объем муниципального долга.
Согласно Проекту решения о бюджете (часть 4 статья 28 бюджета на 2022 год) предлагается утвердить следующие размеры предельного объема муниципального долга, в том числе: на 2022 год в сумме 3 879 640,0 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 2 006 944,0 тыс. рублей, на 2024 год в сумме размере 2 859 876,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Расчет, подтверждающий соблюдение вышеуказанного ограничения приведен ниже:
- в 2022 году — 3 879 640,0 тыс. рублей ≤ 10 271 261,0 тыс. рублей;
- в 2023 году — 2 006 944,0 тыс. рублей ≤ 7 928 046,0 тыс. рублей;
- в 2024 году — 2 859 876,0 тыс. рублей ≤ 8 037 032,0 тыс. рублей.
Таким образом, ограничения предельного объема муниципального долга, отраженные в пункте 5 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ, соблюдены.
При изменении параметров доходов и расходов бюджета, предусмотренных Проектом решения, размер предельного объема муниципального долга
не превысил запланированный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Расходы на обслуживание муниципального долга.
В соответствии со статьей 111 Бюджетного кодекса РФ объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году и плановом периоде, утвержденный решением о соответствующем бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета,
за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
Статьей 28 Проекта решения предусмотрены следующие изменения показателей расходов на обслуживание муниципального долга.
В 2022 году объем расходов на обслуживание муниципального долга уменьшается с 164 979,0 тыс. рублей до 143 351,0 тыс. рублей (-21 628, тыс. рублей), на плановый период объем расходов не изменяется и составит: в сумме 279 844,0 тыс. рублей (2023 год), на второй год планового периода 280 195,0 тыс. рублей (2024 год).
Параметры расходов на обслуживание муниципального долга городского округа Химки не превышают ограничения, установленные статьей 111 Бюджетного кодекса РФ:
- в 2022 году – 143 351,0 тыс. рублей < 1 721 570,1 тыс. рублей ((плановые расходы бюджета в сумме 15 695 928,0 тыс. рублей — субвенции бюджету городского округа 4 218 794,0 тыс. рублей)*15%);
- в 2023 году – 279 844,0 тыс. рублей < 1 360 634,1 тыс. рублей ((плановые расходы бюджета в сумме 12 980 650,0 тыс. рублей — субвенции бюджету городского округа в сумме 3 909 756,0 тыс. рублей)*15%);
- в 2024 году – 280 195,0 тыс. рублей < 1 393 741,5 тыс. рублей ((плановые расходы бюджета в сумме 13 166 212,0 тыс. рублей — субвенции бюджету городского округа в сумме 3 874 602,0 тыс. рублей)*15%).
Программа муниципальных заимствований.
Проектом решения предусмотрены следующие изменения в программу муниципальных заимствований городского округа Химки Московской области.
Изменения в Программу муниципальных заимствований на 2022 год.
В 2022 году объем привлечения средств бюджетного кредита (Управления федерального казначейства по Московской области) на пополнение остатка средств на едином счете бюджета установлен в сумме 691 281,0 тыс. рублей, объем погашения средств бюджетного кредита — 691 281,0 тыс. рублей.
В 2022 году объем привлечения средств бюджетного кредита (Министерства экономики и финансов Московской области) для погашения долговых обязательств в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций установлен в сумме 595 285,0 тыс. рублей, погашение средств бюджетного кредита в 2022 году не предусмотрено.
В 2022 году объем привлечения заемных средств кредитных организаций увеличивается с 0,0 рублей до 691 281,0 тыс. рублей (+691 281,0 тыс. рублей). Объем погашения заемных средств кредитных организаций увеличивается с 639 313,0 тыс. рублей до 1 330 594,0 тыс. рублей на сумму (+691 280,7 тыс. рублей).
Изменения в Программу муниципальных заимствований на 2023 год.
В 2023 году привлечение средств бюджетного кредита (Управления федерального казначейства по Московской области) не планируется (без изменений), объем погашения составит 180 756,0 тыс. рублей.
В 2023 году привлечение средств бюджетного кредита (Министерство экономики и финансов Московской области) не планируется (без изменений), объем погашения составит 180 756,0 тыс. рублей.
В 2023 году объем привлечения заемных средств кредитных организаций не изменяется и составит 308 852,0 тыс. рублей. Объем погашения заемных средств кредитных организаций не изменяется и составит 194 624,0 тыс. рублей.
Изменения в Программу муниципальных заимствований на 2024 год.
В 2024 году привлечение средств бюджетного кредита не планируется, объем погашения не изменяется и составит 180 756,0 тыс. рублей (Управления федерального казначейства по Московской области).
В 2024 году привлечение средств бюджетного кредита (Министерство экономики и финансов Московской области) не планируется (без изменений), объем погашения составит 180 756,0 тыс. рублей.
В 2024 году объем привлечения заемных средств кредитных организаций не изменяется и составит 1 116 743,0 тыс. рублей. Объем погашения заемных средств кредитных организаций не изменяется и составит 962 447,0 тыс. рублей.
Таким образом, требования пункта 1 статьи 110.1 Бюджетного кодекса РФ о включении в Программу муниципальных заимствований сведений обо всех внутренних заимствованиях муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду долговых обязательств соблюдены.
Анализ изменений показателей, отраженных в текстовых статьях бюджета
Исходя из текста Проекта решения запланировано изменение, в том числе следующих показателей:
- объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств на 2022 год, уменьшен с 167 296,0 тыс. рублей
до 148 818,0 тыс. рублей (-18 478,0 тыс. рублей), на плановый период объем бюджетных ассигнований не изменяется и составит: на 2023 год в сумме 162 334,0 тыс. рублей; на 2024 год — 164 533,0 тыс. рублей;
- средства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в качестве дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городском округе Химки Московской области)
на 2022 год увеличены с 75 655,0 тыс. рублей до 178 439,0 тыс. рублей (+102 784,0тыс. рублей), объем средств на плановый период не изменился
и составил: на 2023 год в сумме 170 000,0 тыс. рублей, на 2024 год в сумме 170 000,0 тыс. рублей;
- средства в рамках муниципальной программы «Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики», в том числе для реализации мероприятий по обеспечению доведения до сведения жителей городского округа Химки официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии городского округа Химки, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации на 2022 год увеличены с 180 411,0 тыс. рублей
до 226 702,0 тыс. рублей (+46 291,0 тыс. рублей); объем средств на плановый период не изменился и составил: на 2023 год в сумме 99 071,0 тыс. рублей
и на 2024 год в 99 007,0 тыс. рублей.
Дополнить статью 15 текстовой части Бюджета на 2022 год пунктом следующего содержания:
«4. Установить, что поступившие в бюджет городского округа Химки Московской области плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, направляются на:
- выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде;
- проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории городского округа Химки Московской области объектов накопленного вреда окружающей среде;
- иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (в случае отсутствия объектов накопленного вреда окружающей среде), в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом государственной власти Московской области по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.»;
- средства на организацию и проведение праздничных и культурно-массовых мероприятий, в том числе посвященных знаменательным событиям и памятным датам, и на участие муниципальных учреждений в областных мероприятиях, согласно перечню, утверждаемому постановлением Администрации городского округа Химки Московской области на 2022 год, увеличены с 96 272,0 тыс. рублей до 135 272,0 тыс. рублей (+39 000,0 тыс. рублей), объем средств на плановый период не изменился и составил: на 2023 год в сумме 40 234,0 тыс. рублей, на 2024 год в сумме 40 234,0 тыс. рублей;
- средства на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции) муниципальной собственности городского округа Химки Московской области на 2022 год уменьшены с 488 790,0 тыс. рублей до 657 381,0 тыс. рублей (+168 591,0 тыс. рублей), объем средств на плановый период не изменяется и составит: на 2023 год 914 452,0 тыс. рублей, на 2024 год 1 382 021,0 тыс. рублей;
- средства на финансирование муниципальной программы «Социальная защита населения» на 2022 год увеличены с 258 331,0 тыс. рублей
до 334 937,0 тыс. рублей (+76 606,0 тыс. рублей), объем средств на плановый период на 2023 год не изменился и составил 353 536,0 тыс. рублей, объем средств на плановый период на 2024 год не изменился и составил 348 274,0 тыс. рублей;
- предельный объем заимствований городского округа Химки в течение 2022 года: изменен с 1 286 566,0 тыс. рублей до 1 977 847,0 тыс. рублей (+691 281,0 тыс. рублей), предельный объем заимствований на плановый период не изменился и составит: в течение 2023 года 307 052,0 тыс. рублей, в течение 2024 года 1 116 743,0 тыс. рублей.
Проектом решения не предусмотрено изменение следующих показателей:
- общий объем условно утвержденных расходов бюджета городского округа (на 2023 год в сумме 197 000,0 тыс. рублей, на 2024 год в сумме 401 000,0 тыс. рублей).
В заключении Контрольно-счетной палаты городского округа Химки Московской области сделаны выводы о том, что показатели Проекта решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 24.11.2021 № 04/2 «О бюджете городского округа Химки Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ.
Копии заключений по результатам экспертизы направлены Главе городского округа Химки Московской области, Председателю Совета депутатов городского округа Химки Московской области, Первому заместителю Главы Администрации городского округа Химки Московской области и в Химкинскую городскую Прокуратуру.