Информация по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Проведение оперативного анализа и контроля за состоянием внутреннего и внешнего долга городского округа Химки Московской области за 9 месяцев 2022 года»

14.10.2022
В соответствии с пунктом 2.15 Плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Химки Московской области на 2022 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Проведение оперативного анализа и контроля за состоянием внутреннего и внешнего долга городского округа Химки Московской области за 9 месяцев 2022 года».По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. По вопросу «4.1.1. Анализ фактических объемов и структуры привлечения средств в местный бюджет в результате осуществления муниципальных (внутренних и внешних) заимствований. Анализ фактических объемов и структуры бюджетных ассигнований на погашение муниципального (внутреннего и внешнего) долга.
Источники финансирования дефицита бюджета городского округа (в том числе в части кредитов, привлеченных в бюджет городского округа) определены в соответствии со статьей 96 Бюджетного кодекса РФ.
Условия по обслуживанию муниципального долга за 9 месяцев 2022 года по оплате процентов за использование заемных средств выполнены в полном объеме (87 969,2 тыс. рублей).
Объем муниципального долга по состоянию на 01.10.2022 составил 2 013 406,4 тыс. рублей, при этом верхний предел муниципального долга утвержден в размере 1 857 766,0 тыс. рублей. Техническое превышение показателя текущего муниципального долга над показателем верхнего предела муниципального долга, установленного по состоянию на 01.01.2023, составило 155 640,4 тыс. рублей.
По состоянию на 01.10.2022 общая сумма долговых обязательств городского округа составила 2 013 406,4 тыс. рублей, что соответствует ограничениям, установленным пунктом 4 статьи 28 бюджета на 2022 год (статья 28 ред. решения Совета депутатов от 30.08.2022 № 12/4, 5-е уточнение к Бюджету на 2022 год) для предельного объема муниципального долга (3 879 640,0 тыс. рублей).
В соответствии с муниципальной долговой книгой по состоянию на 01.10.2022 за период с 01.01.2022 по 01.10.2022 объем привлечения заемных средств составил 1 286 566,1 тыс. рублей, объем погашения составил 1 174 952,7 тыс. рублей, бюджет исполнен с дефицитом в объеме 2 559,2 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2022 остаток муниципального долга составлял 1 901 793,0 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2022 числился остаток муниципального долга в сумме 2 013 406,4 тыс. рублей, увеличение долга в течение 9 месяцев 2022 года составило в сумме 111 613,4 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2018 числился остаток муниципального долга в сумме 500 000,0 тыс. рублей. Прирост муниципального долга на 01.10.2022
по сравнению с первоначальным значением (на 01.01.2018) составил +1 513 406,4 тыс. рублей.
В нарушение пункта 2 статьи 106 Бюджетного кодекса РФ, объем привлечения средств в бюджет городского округа Химки за 9 месяцев 2022 года превысил общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита местного бюджета и объемов погашения долговых обязательств муниципального образования на 109 054,2 тыс. рублей.
Таким образом, ограничения, предусмотренные пунктом 2 статьи 106 Бюджетного кодекса РФ, не соблюдены.
2. По вопросу «4.1.2. Анализ исполнения программ муниципальных (внутренних и внешних) заимствований».
Объем привлеченных средств в рамках муниципальных контрактов (1 286 566,1 тыс. рублей) и объем погашения (1 174 952,7 тыс. рублей)
за 9 месяцев 2022 года не превысили объем привлечения (1 977 847,0 тыс. рублей) и объем погашения (2 021 875,0 тыс. рублей), предусмотренные Программой муниципальных заимствований городского округа Химки Московской области
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной решением Совета депутатов о бюджете (ред. решения Совета депутатов от 30.08.2022 № 12/4, 5-е уточнение к Бюджету на 2022 год).
С учетом того, что за 9 месяцев 2022 года объем муниципального долга вырос с 1 901 793,0 тыс. рублей до 2 013 406,4 тыс. рублей (на сумму 111 613,4 тыс. рублей) главные цели бюджетной и налоговой политики, а также Программы муниципальных заимствований не достигнуты.
3. По вопросу: «4.1.3. Целевое и эффективное использование средств, привлеченных в результате осуществления муниципальных заимствований».
Объем задолженности перед кредитными организациями растет / увеличивается динамично.
Использование механизма частичного замещения заемных средств кредитных организаций бюджетными кредитами без принятия комплекса неотложных мер по оздоровлению бюджета городского округа является малоэффективным финансовым инструментом, так как не ведет к сокращению объема муниципального долга. Кроме того, бюджетный кредит не является гарантированным источником получения заемных средств.
Программа муниципальных заимствований не исполняется в связи с систематическим принятием объема дополнительных расходных обязательств
не соразмерных собственным доходам городского округа, и как следствие возникает необходимость наращивания объема заемных средств кредитных организаций для оплаты текущих расходов не носящих чрезвычайный характер.
4. По вопросу: «4.1.4. Выявление и анализ факторов, влияющих на формирование в текущем году объемов и структуры муниципальных (внутренних и внешних) заимствований, бюджетных ассигнований на погашение муниципального (внутреннего и внешнего) долга, расходов бюджета городского округа Химки на обслуживание муниципального (внутреннего и внешнего) долга, в том числе факторов, которые в ходе исполнения бюджета городского округа Химки могут привести к необходимости корректировки программ муниципальных заимствований, плановых показателей бюджетных ассигнований на погашение муниципального долга, источников финансирования дефицита местного бюджета и расходов на обслуживание муниципального долга».
В ходе анализа изменений показателей бюджета городского округа Химки Московской области на 2022 год по расходам в разрезе главных распорядителей бюджетных средств сделан вывод о неэффективной системе планирования первоначальных показателей расходов бюджета на соответствующих год.
Кроме того, факторами, влияющими на формирование в текущем году объемов и структуры муниципальных (внутренних и внешних) заимствований являются:
- отказ от резервирования дополнительных доходов бюджета;
- отсутствие четкой взаимосвязи управления доходами бюджета и основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
По результатам проведенной экспертизы Контрольно-счетная палата городского округа Химки Московской области рекомендовала:
1. Отраслевым органам Администрации — участникам бюджетного процесса необходимо более ответственно подходить к подготовке плановых документов в целях: достижения реалистичности доходов и расходов бюджета, соответствия планируемой доходной части бюджетов принимаемым расходным обязательствам.
2. Разработать комплекс мероприятий по постепенному переходу
на использование собственных доходов бюджета в целях поддержания сбалансированности бюджета без использования кредитных средств. Прекратить практику использования заемных средств для финансирования текущих расходов, не чрезвычайного характера.
3. По итогам исполнения бюджета за 9 месяцев 2022 года Контрольно-счетная палата городского округа предлагает при администрировании бюджета городского округа начиная с 4 квартала 2022 года руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и реализации Программы оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации Министерства финансов РФ от 26.02.2018.
4. В целях повышения эффективности использования заемных средств и управления муниципальным долгом, Контрольно-счетная палата городского округа предлагает:
- принять отдельную целевую муниципальную программу для погашения муниципального долга и зарезервировать для этих целей соответствующие источники финансирования;
- провести секвестр бюджета;
- установить взаимосвязь между объемом вновь привлекаемых заемных средств и экономически обоснованных инвестиционных программ городского округа Химки, выраженных строго в финансовом эквиваленте и достаточных для покрытия принимаемых кредитных обязательств и направлять данные доходы на полное погашение муниципального долга.
Направлять дополнительные доходы бюджета на погашение муниципального долга.
5. Необходимо определить в основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа Химки Московской области критерии значительности принимаемых расходов и установить на основе значительности очередность принимаемых расходов их приоритетность по отношению к обязательствам по погашению муниципального долга.
6. Сформировать и применить более взвешенный подход к бюджетной и долговой политике городского округа и принять отдельную целевую муниципальную программу для погашения муниципального долга и зарезервировать для этих целей соответствующие источники финансирования.
7. Не допускать превышения ограничений, установленных пунктом 2 статьи 106 Бюджетного кодекса РФ, в части превышения объема привлечения средств над общей суммой средств, направляемых на финансирование дефицита местного бюджета и объемов погашения долговых обязательств муниципального образования.
Копии заключения по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлены Председателю Совета депутатов городского округа Химки Московской области, Главе городского округа Химки Московской области, Первому Заместителю Главы Администрации городского округа Химки Московской области, Начальнику Финансового управления Администрации городского округа Химки Московской области. Информационное письмо о результатах проведенного экспертно-аналитического мероприятия направлено в Химкинскую городскую прокуратуру.